Трудно быть боссом. Выбираем правильную стратегию общения с подчинёнными

Саша Должиков
Самый главный в студии дизайна Алалай
Write Close
Close
Напишите нам
при необходимости добавьте файлы
Подтверждаю согласие на обработку моих персональных данных
Быть боссом нелегко. И я не столько про ответственность за принятие важных решений. Не про частую головную боль и внезапные бессонные ночи, хорошо знакомые каждому предпринимателю. Я про людей. Про коммуникацию и общение. Ведь что значит быть боссом? Это уметь всегда найти диалог с самыми разными людьми.

Адекватный диалог необходим со всеми, кто важен для бизнеса. Клиенты, партнёры, подрядчики. Но есть определённая категория людей, наладить контакт с которой жизненно необходимо - твоя команда.

Я в собственном бизнесе с 2011 года, и надо сказать, до сих пор у меня так и не сложилось однозначного мнения на этот счёт. Я не знаю, как правильно, а как не правильно, но именно я задаю правила игры, которым следует моя команда, и от предложенных мной правил напрямую зависит эффективность нашей совместной работы.

В зависимости от сферы бизнеса подход может быть разный. Студия дизайна может позволить себе куда больше свободы, чем юридическая компания или бухгалтерская организация. Мы мыслим иначе, для нас человек и комфортное пространство вокруг него важнее строгих правил. Мы приветствуем всё, что способствует творческому процессу и генерации крутых идей.

Да я и сам по себе достаточно неформальный человек. Сложным маркетинговым терминам я предпочитаю простые и понятые слова. Такое понятие как строгая корпоративная этика вызывает у меня лёгкое несварение. Я крашу волосы в яркие цвета, для меня нет более удобной одежды, чем футболка и шорты. Два года назад как раз по этой причине нашу команду покинула одна из дизайнеров, которую настолько коробило свободолюбие и полное отсутствие корпоративной этики, что расстались без поцелуев. Каждый имеет право на собственный выбор.
Бизнес с человеческим лицом - именно так я охарактеризовал бы поведенческую модель нашей студии. Мы исходим из того, что все мы живые люди, находящиеся в окружении таких же живых людей. В основе нашей коммуникации дружелюбие, уважение и профессионализм. Этот посыл мы транслируем как от себя, так и внутрь. Одни разделяют эти взгляды, другие нет. Система «свой-чужой» в действии.

Мои отношения с командой - дружеские и неформальные. Конечно, главный здесь я, но общаюсь со своими ребятами всегда на равных. Мне не стыдно рассказывать им то, что боссы с подчинёнными обычно не обсуждают. Я уважаю их таланты, их мнение, с которым всегда советуюсь. Тут очень важно удерживать равновесие между рабочим и личным, ведь любое отклонение в ту или иную сторону приведёт к краху всей системы.

Для этого придётся следовать определённым правилам. Прежде всего, никогда не нужно забывать, кто ты. Ты - руководитель. У тебя есть ряд чётких обязательств перед сотрудниками, которые ты должен выполнять, ни в коем случае не списывая их на дружбу. Манипулировать личным для достижения целей - худшее, что можно сделать. С другой стороны, и каждый твой подчинённый должен помнить, кто он, и какие обязательства у него перед компанией.

Пренебрежение любой из сторон своими обязанностями повлечёт за собой моментальную потерю доверия и уважения. Нужно следить за тем, чтобы никто не переходил границу дозволенного, иначе быть беде. При этом сохранять максимальную объективность, даже если она идёт в разрез в твоими персональными интересами.

Отличным примером станет ситуация, сложившаяся много лет назад в рекламном агентстве, где я работал. Это была молодая и дружная команда, любившая пошуметь и гульнуть на корпоративных вечеринках прямо в офисе. Сегодня, с высоты своего опыта, я отлично понимаю, в чём была ошибка нашего руководителя, поощрявшего бесконтрольный разгул веселья, которое однажды перелилось в пылкие танцы на столах и стряхивание сигаретного пепла на его стол. Скандал был мощный, влетело всем. Но вина-то целиком на нём, который сперва позволил такой ситуации произойти, а потом отругал за неё всех, кроме себя. Двойные стандарты недопустимы.

Необходимо также сделать чёткое разделение зон ответственности и соблюдение субординации в коллективе. Нужно грамотно и чётко сформулировать механизм взаимодействия между тобой, твоими подчинёнными и подчинёнными твоих подчинённых. Это позволит не смешивать рабочие взаимоотношения с личными.
Помимо собственного бизнеса мне посчастливилось поработать в очень разных компаниях, каждая со своей спецификой и подходом. Этот опыт позволяет учитывать их плюсы и минусы, смотреть на бизнес-процессы с разных сторон.

К примеру, в одном крупном pr-агентстве атмосфера дружбы и всеобщей любви всячески акцентируется. Это декларируют внутри компании, это транслируют через её социальные сети. По факту - всё совершенно иначе. Рабочий процесс построен таким образом, что любой отдел жёстко конкурирует с остальными. Это привело к тому, что каждый стол является маленьким государством, которое люто ненавидит соседей и преследует исключительно свои интересы. Руководство намеренно сталкивает людей лбами друг с другом, чтобы выжать из них максимально эффективные результаты. Текучка большая, но они могут себе это позволить.

Другой пример, московское государственное учреждение, где взаимоотношения между коллегами излишне бюрократизированы и формальны. У них выстроена жесткая иерархия управления, приветствуется обращение на «вы»и по имени-отчеству. Такая система рабочих взаимоотношений имеет право на жизнь, но один из главных её недостатков - очень медленная скорость принятия каких-либо решений.
Саша и Аня, самые главные в Алалай
У нас в студии два руководителя, два самых главных человека. Мальчик и девочка. Инь и ян, если хотите, которые гармонично дополняют друг друга во всех деловых вопросах. Но и мы не застрахованы от ошибки.

Работая с людьми, порой очень трудно на 100% предугадать, каким будет результат твоих решений. Потому зачастую мы придерживаемся принципа - ввяжемся, а там видно будет. Верно и другое - не попробуешь, не узнаешь. Никто не даст вам точного совета, никто не решит за вас, как лучше поступить. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
14 АВГУСТА / 2019

Оцените статью