Тот, кого нельзя называть. Проблема «плохого» клиента

Саша Должиков
Самый главный в студии дизайна Алалай
Write Close
Close
Напишите нам
при необходимости добавьте файлы
Подтверждаю согласие на обработку моих персональных данных
Я категорически не согласен с устоявшимся мнением, что клиент всегда прав. Скажу больше, зачастую клиент не прав совершенно. И вообще любую совместную деятельность я предпочитаю называть правильным словом партнёрство, в котором уже изначально заложено взаимное уважение сторон.

Не только заказчик выбирает себе понравившегося исполнителя, но и исполнитель выбирает для себя удобного и комфортного клиента. Стараюсь всегда руководствоваться этим принципом, выбирая только те компании, что нравятся нашей команде, и только тех людей, с которыми работа будет идти хорошо. Учитывая специфику нашей работы, позитивная коммуникация имеет важное значение для успешной работы с каждым проектом.
Проблема «плохого» клиента знакома многим. Владельцы собственного бизнеса, руководители компаний и рядовые менеджеры не понаслышке знают все те трудности, с которыми приходится сталкиваться, если имеешь дело с проблемным клиентом. Кто-то руководствуется принципом, что деньги не пахнут. Для себя же я давно принял решение, что нервы и время моей команды - моё персональное время - стоят на порядок дороже, чем те деньги, которые можно получить при работе с проблемными людьми. Если ещё на стадии обсуждения проекта складывается негативное ощущение или возникают странности и проблемы - лучше сразу вежливо отказаться.

В отличии от исполнителей, о клиентах не принято говорить плохо. Часто можно услышать вопрос о наличии рекомендательных писем, положительных отзывов или позиции в рейтингах. Для меня лично наличие отрицательных отзывов о какой-либо компании не является приговором. В каждом конфликте есть две стороны и два абсолютно противоположных взгляда на проблемную ситуацию. К сожалению, зеркальных требований про наличие рекомендаций по отношению к клиентской стороне пока не придумали.

Как и всегда, самый острый вопрос - денежный. «Вы нам сперва нарисуйте, а мы после решим, платить или нет» или «А вдруг нам не понравится, почему мы должны за это платить». У таких людей полностью отсутствует понимание того, что твоё время и твои идеи стоят денег. Если вы приняли решение обратиться именно к нам, то почему возникает неуверенность, что мы сделаем свою работу плохо? Мы всегда идём на компромисс, предлагая гибкие решения о частичной предоплате, рассрочке или возврате средств, если всё категорически не зайдёт. К сожалению, зачастую все подобные предложения встречают отказом. Не пропустит бухгалтерия. Не пропустит юрист. Мы же клиент с мировым именем, мы всегда за всё платим. Мы просто не согласны. Отговорок может быть миллион, но суть одна. И я вновь возвращаюсь к первоначальной вопросу о партнёрстве и уважении, в котором многие считают возможным тебе отказать.

Другая проблема, когда к тебе обращаются как к эксперту, целиком и полностью полагаясь на твоё профессиональное мнение. Но при этом на стадии правок и комментариев единый и концептуально созданный дизайн рвут на совершенно не совместимые части. Знаменитые фразы «поиграть шрифтами» или «вы конечно же правы, но клиент мы» - боль каждой студии. В нашей практике было множество случаев, когда мы отказывались идти у клиента на поводу и убеждали его прислушаться к нашему экспертному мнению, чтобы достичь максимально хорошего результата. Очень сложно сказать слово «нет», но зачастую это «нет» сказать надо. Именно это отличает уважающего себя профессионала от ублажителей, желающих как можно скорее отделаться от проекта и получить свою выгоду. Каждый волен сам выбирать, идти ему на сделку со своей совестью или нет. Лично нам почему-то не нравится вкус чужой задницы.

Мне не стыдно признать, что порой косячим и мы. По обе стороны проекта сидят живые люди, которые могут ошибиться. С кем-то можно банально не сойтись характером или попросту не найти общего языка. Так бывает. Нужно помнить об этом и никогда не терять человеческого лица. Уважение - краеугольный камень любого сотрудничества. Без него не будет ни качественного дизайна, ни клёвых идей, ни хорошего настроения в твоей повседневной работе. И почему-то по-прежнему хочется верить людям. Кайфуйте от работы и не тратьте впустую время и деньги.
01 АВГУСТА / 2019

Оцените статью