Собственный бизнес и длительные путешествия. Как совместить несовместимое

Саша Должиков
Самый главный в студии дизайна Алалай
Write Close
Close
Напишите нам
при необходимости добавьте файлы
Подтверждаю согласие на обработку моих персональных данных
Привет, меня зовут Саша. Я самый главный в студии дизайна Алалай. Кроме того я много путешествую. Невозможно - с сомнением скажете вы. Ну, это мы ещё посмотрим. Погнали!

Я всегда знал, что у меня будет собственный бизнес, ещё со времён учёбы в университете. И вот уже более 8 лет я работаю исключительно на себя. Для троллей, ворчунов и скептиков скажу сразу, что Алалай - это отнюдь не удалённый бизнес и не студия из одного человека. Я активно вовлечён во все рабочие процессы, руковожу командой и клиентским сервисом, веду собственные проекты. В общем, полноценная компания, требующая ежедневного внимания и заботы.

Я прекрасно понимаю, что мой опыт - это только мой опыт. Он подойдёт не каждой профессии, не каждому бизнесу и не каждому человеку. Однако я надеюсь, что моя история будет вам интересна.
Вершина Пун Хилл, Непал 2018
МОЙ ФОРМАТ

В апреле прошлого года мы вернулись из очередного путешествия по Юго-Восточной Азии. В этот раз решили испытать себя на прочность Непалом - отважились на свой первый горный трекинг. Маршрут не был сложным, всего на 4 автономных дня, плюс пара дней на старт трекинга и его завершение. Своего рода тест, чтобы понять, нравится тебе бродить по горам или нет. Понравилось. Планирую посложнее и подольше. Но это позже, а пока работа.

Четыре дня - срок маленький даже для директора, и можно смело позволить себе выключить телефон, чтобы целиком погрузиться в путешествие. Хотя даже в горах во время подъёма и спуска по скалистым ступеням я периодически зависал в телефоне, отвечая на самые горячие рабочие письма. Да, там неплохо ловит связь =)

Я очень люблю Азию и уже несколько лет активно исследую этот регион. Индия, Мьянма, Вьетнам, Камбоджа, Шри-Ланка, Тай, Индонезия и другие тропические страны. Теперь вот и Непал. У нас есть даже название для таких путешествий - Big Tropical Adventure.

Обычно нас всегда двое. Реже присоединяется кто-то из друзей, и то лишь на один из отрезков всего маршрута. Особенность наших путешествий такова, что уезжаем мы не на неделю или две, а на несколько месяцев. Редко засиживаемся на одном месте, всё время передвигаемся между городами и странами. Практически ежедневно. Сложно, но круто. В таком формате за максимально короткий срок удаётся увидеть очень много.

Хотя в интересных местах останавливаемся на день или больше. Например, в Индии в городах Джайпур, Агра и Орчха мы оставались сразу на несколько ночей. Надо понимать, это не вальяжный отпуск на пляже, не роскошный завтрак у бассейна для фото в инсте. Мы любим активный отдых, знакомиться с другими культурами, посещать не туристические места, пробовать новую кухню, наблюдать за местными людьми. Потому живём мы с самых обычных местах, обедаем в местных столовых и передвигаемся локальным транспортом вместе со всеми. Когда-нибудь я расскажу вам историю передвижений на поездах в Индии.

Работать в таких условиях, мягко говоря, не комфортно. У тебя нет привычного графика и удобного рабочего места. Порой нет даже стола или стула, кондиционера и тёплой воды в номере. Не говоря уже о разнице во времени, климатических условиях и отсутствии стабильного вайфая. Но что поделать. Если у тебя есть две столь несовместимые мечты - иметь своё дело и много путешествовать - нужно хорошо постараться, чтобы их совместить.
МОИ СТРАХИ И ОПАСЕНИЯ

Отважиться на длительное путешествие удаётся не всем и не сразу. Это не отпуск в привычном понимании. Строго говоря у меня никогда не бывает отпусков, я всегда живу в ритме студии. Несмотря на расстояние в несколько тысяч километров, ты должен оставаться в рабочем процессе и ежедневно выполнять свой функционал. В таком режиме у каждого возникает много самых разных опасений и страхов. Расскажу вам о своих и о том, как мне удаётся с ними справляться.

СТРАХ ПЕРВЫЙ: Без меня никто и ничто не будет работать

Зацикливание всех процессов исключительно на себе - одна из главных проблем каждого руководителя. Признаюсь, периодически с этим сталкивался и я. Правильный же бизнес - это командная работа, когда ты делишь процесс на задачи и поручаешь их ответственным лицам. Потому всегда работай с профессионалами, в которых ты уверен. И если уже делегировал задачу, то контролируй результат, а не процесс.

Проблема контроля решается с помощью любых удобных коммуникаторов и системы регулярной отчётности перед тобой. Смело делегируй и распределяй задачи таким образом, чтобы их не приходилось контролировать в режиме нонстоп.

Специфика моего бизнеса позволяет работать удалённо. В моей команде есть арт-директор, который выстраивает работу дизайнеров студии. Есть совладелец бизнеса Аня, она берёт на себя половину стратегических процессов. В те дни, когда я чисто физически не могу быть оперативным, они компенсируют моё временное отсутствие, и потому рабочий процесс не прерывается.

Счета, закрывающие и другие документы тоже не проблема. Право подписи можно передать по доверенности. А современные технологии позволяют без проблем вести диалог с клиентами, многие из которых порой даже не догадываются, что я нахожусь не в Москве.

СТРАХ ВТОРОЙ: Что если случится что-то экстренное

Я смотрю на это следующим образом. То, что должно произойти, однажды обязательно произойдёт, хочешь ты этого или нет. Уволится важный сотрудник, серьёзно заболеет кто-то из близких, прорвёт трубу в доме, нагрянет налоговая с проверкой. Нужно в принципе мыслить позитивно, ведь большинство проблем всегда можно решить либо позже, либо удалённо. Если нет - увы, придётся пожертвовать деньгами и путешествием, чтобы вернуться домой.

Так или иначе всё решаемо, а от внезапных проблем никто не застрахован. Перед поездкой нужно прикинуть все возможные риски, продумать механизмы решения возможных проблем. Назначить ответственных людей, передать ключи от дома кому-то из знакомых, подготовить документы, которые могут срочно понадобиться.

СТРАХ ТРЕТИЙ: Я не смогу быть эффективным

Слушай себя и старайся трезво оценить свои возможности. Боишься ехать на месяц, езжай на две недели. Боишься на две, езжай на одну. Пока не попробуешь, никогда не узнаешь наверняка, получится у тебя или нет. Та же ситуация с советами и полезными статьями. Учиться на чужих ошибках можно, но на то они и чужие, а не твои. Люди разные, ситуации разные, условия разные. Потому любой совет нужно сперва пропустить через себя, попробовать и оценить, насколько он применим или нет.

Наладить стабильный рабочий процесс в заведомо не комфортных условиях - трудная задача. Мы путешествуем по азиатским странам, зачастую останавливаемся в очень бюджетных отелях. В непальском трекинге и вовсе были комнатки с матрасом, отсутствие горячей воды, температура +2 по ночам, а обогрев лишь у печи в общей комнате.

В таких местах нет стола, чтобы комфортно поставить ноут. Нет розетки под рукой. Интернет медленный или его нет в принципе. Не стоит забывать и о том, что ты поехал туда не только работать, но и путешествовать, значит большую часть времени ты будешь либо в дороге, либо в местах, которые хочешь увидеть и изучить, а не возле ноута. Если ты понимаешь, что тебе всё это по силам, пробуй, и всё получится.

Перестанут работать подчинённые. Не получится работать мне самому. Что-то плохое обязательно произойдёт. Эти три мои головные боли, которые каждый раз мне приходится преодолевать.
МОИ СОВЕТЫ

Если честно, я не очень люблю советы. Ни давать, ни тем более слушать. Но в силу своего опыта, у меня есть несколько хитростей, которые могут каждому быть полезны.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ: Организуй рабочий процесс

Заранее продумай все нюансы и подготовь всё, что тебе может пригодиться. Дай чёткие указания команде, оставь им все необходимые для работы ресурсы. Установи полезные и важные именно для твоей работы приложения. По возможности просчитай и возможные риски, набросай для себя механизмы решения проблем с учётом того, что ты будешь далеко.

СОВЕТ ВТОРОЙ: Предупреди, что ты путешествуешь

В первую очередь, свою команду. Клиентов, коммуникацию с которыми ты ведёшь. Подрядчиков и партнёров, с которыми ты сотрудничаешь. Причём не просто предупреди, а задай им правила игры. Определи формат вашего взаимодействия, согласуй удобное время, познакомь в теми, кто будет решать определённые вопросы во время твоего отсутствия. Когда все знают и понимают, что тебя нет, что ты на связи только в определённые часы и что ты можешь выполнять только определённый функционал, они подстроятся под тебя. Это решит множество возможных проблем и поможет избежать неразберихи.

СОВЕТ ТРЕТИЙ: Решай только те вопросы, которые можешь решить

Это круто, если ты лично принимаешь участие в выборе рисунка для офисной туалетной бумаги. Но уезжая в длительное путешествие, сохрани за собой только самый важный и необходимый функционал, который ты в состоянии качественно выполнять. Остальное делегируй команде.

СОВЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ: Планируй маршрут заранее и тщательно

Это в принципе важно для путешествия. Имея даже ориентировочный план, ты сможешь эффективнее планировать время своей работы. У тебя будет чёткое понимание, когда и куда ты поедешь, что планируешь посмотреть и сколько времени на это потребуется. Исходя из этого будет и понимание того, когда ты сможешь посвятить себя работе.

СОВЕТ ПЯТЫЙ: Позаботься о комфорте

В условиях пониженного комфорта это очень важно. Купи себе местную симку, чтобы всегда быть на связи и иметь доступ в интернет. Купи полезные гаджеты типа усилителя вайфая и аккумулятора для телефона. Захвати с собой удлинитель, чтобы организовать рабочее место там, где удобно, а не куда дотянулся провод. Лайфхаков может быть масса. Кому интересно, готов лично пообщаться и поделиться опытом.

Вообще главный совет таков - не бояться пробовать что-то новое. Не бояться ошибок. От них никто не застрахован. Но я точно знаю, что ничего не получается только у того, кто ничего не делает. Открывай карту мира, выбирай страны, которые нравятся, читай о них, планируй маршрут и вперёд. Можно начать с малого. Неделя, две, три, месяц. Несите столько, сколько можете унести.
15 ИЮЛЯ / 2019

Оцените статью