Встречают по обложке. Красивые книги покупают лучше

Александр Кондратьев
Автор романов и комиксов
Write Close
Close
Напишите нам
при необходимости добавьте файлы
Подтверждаю согласие на обработку моих персональных данных
С детства я привык «не судить книгу по обложке». Для меня нет разницы, как выглядит книга, старая она или новая, читал её кто-то до меня или нет, есть ли на страницах кофейные пятна, выпустили книгу в Советском Союзе или до революции. Многие книги, которые я хочу прочитать, давно не переиздавались, поэтому зачастую выбирать не приходится. Конечно же, приятнее всего читать бумажные книги, но не имею ничего против электронных: иногда это самый быстрый способ ознакомиться с нужным текстом.
Доводилось мне читать книги вовсе без обложек. Подруга моей бабушки работала в типографии. Бракованные книги не выбрасывали, их разбирали сотрудники. Так ко мне попали новеллизации «Охотников за привидениями», «Индианы Джонса», «Пятницы, 13» и еще «Робинзон Крузо» (его я в детстве так и не прочитал). Несмотря на то, что в наличии был только блок страниц, читать все равно было интересно (особенно про гигантскую зефиринку). Так, на живом примере, я убедился, что книга отлично может обходиться без обложки.

Когда я начал сам писать книги и задумался о том, как привлечь к ним внимание, я пришел к неизбежному выводу: обложка имеет первостепенное значение, когда речь заходит о продаже книги. Книжный рынок перенасыщен новинками, зарубежными бестселлерами, переизданиями классики и книгами об успехе Дональда Трампа, поэтому еще одна книга формата A5 легко затеряется в книжном, особенно если на ней напечатаны чёрно-белое фото автора и заголовок «Живет такой парень» (или «Не хочу, не буду»).

Первые покупатели (родители, коллеги, первая школьная учительница) приобретут книгу, чтобы поддержать начинающего автора. Они будут знать, как она выглядит, как называется, где продается, и придут специально за ней (или пообещают, что придут). А вот всех остальных придётся как-то убедить потратить деньги на книгу малоизвестного автора. А убедить человека потратить деньги – это целая наука, которой не каждый писатель посчитает достойным обучаться.

Обложки для всех моих книг нарисовала студия Алалай. Очень круто, что ребята всегда предлагают несколько вариантов, и я использую это, чтобы немного развлечь своих читателей. Когда варианты обложек готовы, я у себя в соцсетях устраиваю голосование, чтобы подписчики определили, какая картинка будет напечатана. С одной стороны, это позволяет лишний раз привлечь внимание к книге, с другой, – попытаться понять, какая она, идеальная «продающая» обложка.

Эти опросы, кажется, вполне репрезентативны. Я смог убедиться в этом, глядя на судьбу поэмы «Метро». Для неё алалайцы предложили 3 обложки, и они оказались так хороши, что мне пришлось немного слукавить: мы с издательством «Комикс Паблишер» напечатали все предложенные варианты, хотя большинство людей проголосовали за одну (красную). На 2-м месте была желтая обложка, на 3-м, с небольшим отрывом, – синяя. Логика у нас была простая: поэзия – вещь совершенно некоммерческая (по крайней мере, в моем исполнении), поэтому мы сделаем уникальную книгу, которую я смогу самостоятельно представлять на фестивалях и презентациях, и читатели сами смогут выбрать, какое оформление им больше по душе. Итог: красного издания у меня не осталось, еще есть немного синего, и желтого – на пару книг меньше. Все так, как предсказали читатели своим голосованием.

«Метро» – книга необычная. Помимо трех обложек на выбор, у нее нестандартный «вытянутый» формат 144х297 мм. Этот формат появился, потому что «Комикс Паблишер» выпустило на бумаге несколько веб-тунов (комиксов для мобильных, страницы которых предназначены для бесконечного листания пальцем) и мне этот формат показался отлично подходящим для поэмы. На прошедшем «Морсе» (фестиваль книжных иллюстраций) читатели придумали для этого формата более романтическую интерпретацию: текст внутри книги показался им похожим на полотно эскалатора. Мне осталось на это только пожать плечами и таинственно улыбнуться. Я почувствовал себя персонажем из комедийного сюжета Бенни Хилла: там режиссера спрашивали, не связано ли переключение на черно-белое изображение с тем, что в жизни героев произошли важные изменения, а режиссер отвечал, что у него просто закончилась цветная пленка.

Название «Метро» привлекало поклонников фантастики и Глуховского. Каково же было их удивление, когда под красочной обложкой они находили верлибры, а не историю про «некогда прекрасные сиящие поезда» и таинственных черных инопланетян. Мое «Метро» - это история о том, как в вагоне московского метро собрались 19 персонажей, которые олицетворяют собой Россию, и вместе едут в светлое будущее. Среди персонажей: Сергей Есенин, Иисус Христос, Кащей Бессмертный, Иосиф Сталин и я сам.
Для подтверждения гипотезы о том, что необычный формат и яркая обложка привлекают внимание, мы в этом году переиздали мой фантастический роман «Образ зверя» в таком же «вытянутом» размере. И, как выяснилось, все сделали правильно: он пользовался большим спросом даже на КомикКоне (я присутствую не только на книжных, но и на комикс-фестивалях, потому что у меня в библиографии есть несколько комиксов). Если вы хотя бы раз посещали «Игромир-КомикКон» в Крокус Сити Холле, то вы прекрасно представляете, что это за мероприятие: толпы людей, музыка грохочет, полуголые косплеерши оттягивают на себя все внимание. В этом году аллея авторов была еще больше, чем раньше.

И даже на фоне цветастых комикс-обложек «Образ зверя» не затерялся: руки прохожих так и тянулись к нему, и ничто не могло их остановить: ни прелести косплеерш, ни девушки с сюрприз-боксами, которые настойчиво торговали котом в мешке прямо напротив моего стола, ни стоны разочарования тех, кто прямо на месте потрошил эти сюрприз-боксы. «Какая необычная книжка! Какой необычный формат!» – говорили потенциальные читатели, а далее уже дело техники. Рассказываешь, о чем книга… БЭНГ! У тебя появился новый читатель! А вот что он напишет о твоей книге в интернете, узнаешь, когда прочитаешь отзыв.
Стандартная книжка формата А5 тоже может привлечь внимание. На прошлогодней ММКВЯ у меня разобрали весь тираж романа «Белый человек» не только из-за шокирующего содержания, но и из-за привлекательной обложки от Алалай. На ней главный герой, альбинос, грустит на фоне деревенских домиков и смотрит вниз и влево (что, по мнению алалайцев, которые, конечно же, стоят на плечах гигантов, символизирует грусть).

Одна читательница пришла в первый день выставки, повертела в руках книгу, но не купила. Пришла через два дня и сказала: «Не могу, беру, этот белый человек мне вторую ночь снился». Вот она, сила обложки!
Вывод простой: не стоит недооценивать значение обложки. Сегодня это, разумеется, очевидная вещь и прописная истина книжного маркетинга, поэтому я это пишу скорее для себя: в моей личной библиотеке много советских книг с самым сдержанным оформлением, я не коллекционер и больше ценю содержание, а когда-то, как писал в начале заметки, я читал книги вообще без обложек… Но, надо признать, что даже идеальная продающая обложка не спасет плохую книгу. Хотя это тоже спорный вопрос. Людям нравится разное.

Вспоминается история, которую рассказывал Стивен Кинг. Однажды ему пришло письмо – отзыв на его книгу «Бесплодные земли» (из цикла про Темную башню): «Я бы выслал вам вашу дерьмовую книжку обратно, но мне нравится иллюстрация на обложке».
12 АВГУСТА / 2019

Оцените статью